О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЯ
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г.№ 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; (С изменениями и дополнениями от: 22 января, 15 декабря 2014 г.)
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающихосновные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»; (С изменениями и дополнениями от: 18 августа 2016 г.)
• Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля 2018 г.)
• федеральный государственный образовательный стандарт среднегопрофессионального образования.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Профессиональная работа в колледже имеет два направления:
•профориентационная работа, связанная с формированием контингента колледжа.
•профориентационная работа по дальнейшему самоопределению выпускников.
1.2. Профориентационная работа в колледже ведется приемной комиссией, структурными подразделениями и цикловыми методическими комиссиями.
1.3. Профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по каждой специальности или направлению, по которым идет подготовка специалистов в образовательном учреждении.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1. Основными целями профориентационной работы в колледже являются:
• приведение образовательных потребностей граждан России в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода;
• создание условий для формирования обоснованных профессионально-образовательных планов будущих абитуриентов;
• установление связи с высшими профессиональными учебными заведениями для дальнейшего обучения студентов-выпускников (по сокращенным профессиональным программам).
2.2. В соответствии с поставленными целями и задачами профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых комиссией по профориентационной работе.
2.2.1. Основные мероприятия по профориентационной работе, связанные с формированием контингента колледжа:
• информационно-рекламная деятельность;
• работа со средствами массовой информации (радио, телевидение, печатные издания) по информационному обеспечению приема и популяризации специальностей образовательного учреждения в целом;
• проведение консультаций с абитуриентами по выбору специальности (направления), наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
• подготовка и распространение информационных материалов для поступающих в образовательное учреждение;
• участие в ярмарках учебных мест совместно с центром государственной службы занятости населения;
• изготовление рекламных материалов для поступающих: справочников и буклетов о специальностях, информационных справок, рекламных листков, афиш др.;
• информирование о платных дополнительных образовательных услуг в интересах заказчиков согласно договору;
• работа с учащимися общеобразовательных школ;
• проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно-значимых специальностей;
• организация и проведение встреч с ведущими преподавателями образовательного учреждения, представителями профессии;
• организация и проведение экскурсий школьников по образовательному учреждению;
• доведение сведений до учащихся об образовательном учреждении и специальностях (профессиях);
• работа с родителями;
• частные беседы с родителями профессионально-ориентированных школьников;
• участие в родительских собраниях;
• информирование родителей учащихся о специальностях (профессиях) образовательного учреждения;
• участие в коррекции профессиональной направленности учащихся;
• разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся — выборе профессии;
• сотрудничество с отделами образования, муниципальными общеобразовательными школами по организации совместной профориентационной работы;
• заключение договоров с профессионально-ориентированными школами, имеющими профильные классы;
• участие в организации работы профильных классов;
• организация совместной деятельности по активизации интереса учащихся к выбору профессии;
• взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;
• изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;
• изучение потребностей в углубленном изучении предметов, в дополнительных платных образовательных услугах;
• анкетирование по профессиональному обучению.
2.2.2. Основные мероприятия по профориентационной работе по дальнейшему самоопределению выпускников:
• маркетинговый анализ рынка трудовых ресурсов и вакансий;
• обеспечение обучающихся информацией о востребуемых профессиях и оплате труда;
• адресное трудоустройство выпускников колледжа по полученной профессии (специальности);
• мониторинг условий прохождения профессиональной практики обучающимися;
• поиск по заявкам работодателей необходимых специалистов на вакантные рабочие места;
• проведение ярмарок вакансий и других рекламных мероприятий;
• выполнение посреднических функций между обучающимися и работодателями;
• осуществление обратной связи с выпускниками колледжа.
3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Профориентационная работа в колледже включает:
• профессиональное просвещение;
• профессиография;
• профессиональная консультация;
• профессиональный отбор;
• профессиональная адаптация.
3.2. Профессиональное просвещение проводится на этапах подготовки учащихся 8-9, 10-11 классов общеобразовательных школ города, района и области.На данном этапе подготовки предусматривается овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях выбора профессии, идет информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности.
3.2.1. Основную деятельность по профессиональному просвещению в соответствии с планом проводят преподаватели в закрепленных образовательных организациях.
3.2.2. Работа проводится в виде:
• проведение для учащихся школ анкетирования по профессиональному самоопределению, организация тематических экскурсий;
• активизация интереса учащихся к выбору профессии посредством традиционных (экскурсии, выставки и др.) и инновационных (интернет-ресурсы презентации, видеоуроки);
• работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению;
• организация и проведение встреч абитуриентов с преподавателями колледжа, выпускниками, представителями профессий;
• организация и проведение подготовительных курсов;
• изготовление рекламных материалов для поступающих: справочников и буклетов о специальностях, информационных справок, рекламных листков, афиш;
3.3. Профессиография заключается в составление описания специальностей и профессий, в них входящих. Описание содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность личности и удовлетворенность ею в своей будущей профессиональной деятельности.
3.4. Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей ученика школы (абитуриента) специфическим требованиям той или иной специальности. Деятельность по данному виду проводят члены приемной комиссии, цикловые комиссии колледжа.
3.5. Профессиональный отбор позволяет определить для абитуриента его будущую специальность, рекомендовать наиболее подходящее направление.Профессиональный отбор выполняется с учетом имеющихся данных об абитуриенте: личный мотив выбора специальности, стремления и побуждения. Профессиональным отбором занимается приемная комиссия, цикловые комиссии колледжа.
3.6. Профессиональная адаптация.
3.6.1. Вопросы профессиональной адаптации (процесс приспособления молодого специалиста на предприятии (организации) к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности решаются заместителем директора по производственному обучению и дополнительному профессиональному образованию, цикловыми комиссиями колледжа, преподавателями специальных дисциплин — руководителями производственных практик.
3.6.2. В целях повышения престижа выбранной специальности колледж устанавливает связи с высшими профессиональными учебными заведениями для заключения договоров по системе непрерывного профессионального образования на обучение выпускников колледжа.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
4.1. Профориентационная работа проводится по плану, составляемому на начало года и утвержденному на Совете колледжа.
4.2. Для разработки организационно-методических вопросов по профориентации и организации этой деятельности в колледже создается комиссия по профориентационной работе, состав которой утверждается директором колледжа. Комиссия по профориентационной работе включает наиболее квалифицированных, опытных преподавателей и сотрудников колледжа и возглавляется директором колледжа.
4.3. Комиссия по профориентационной работе выполняет следующие функции:
• принимает участие в разработке плана профориентационной работы на учебный год;
• участвует в подборе кандидатур для проведения профориентационной работы в школах;
• организует профориентационную работу с использованием различных методов и форм.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
5.1. Результаты профориентационной работы обобщаются и анализируются.
5.2. Материалы по профориентационной работе комиссии представляются на различных заседаниях и совещаниях колледжа, по ним намечаются пути дальнейшего совершенствования этой работы.
Профориентационная работа с учащейся молодёжью в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы
Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющимися социально-политическими, экономическими и психологическими факторами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной деятельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высокими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональной плане [12].
В последние годы идея самоопределения личности декларируется как ведущая в российском образовании. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (статья 14 пункт 1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Самоопределение личности является центральным механизмом становления личностной зрелости, состоящем в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми [7].
Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:
- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;
- личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека;
- профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.
Для жизненного самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Для личностного самоопределения: 1) характерна невозможность формализации полноценного развития личности; 2) более подходят сложные обстоятельства и проблемы. В современном обществе, когда основную часть времени люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей [3, 4, 6, 11].
Результаты анкетирования учащихся 9, 11 классов, проведенных в разных регионах страны показали следующее: учащиеся 9 классов (1200 анкетируемых) из них 51% – выбрали будущую профессию; 56% – приняли решение о профильном обучении в конкретном профессиональном учебном заведении (51% – высшем, 5% – среднем); 18% – знают профессию родителей; 47% – желают углубленно заниматься по конкретным школьным предметам; 53% – желают обучаться в равной мере по всем школьным предметам. Учащиеся 11 классов (750 анкетируемых): у 25% – выбор профиля обучения происходит интуитивно или под влиянием случайных факторов; у 31% – уверенность в выборе учебного заведения связана с продолжением образования; у 8% – на выбор сферы образовательной или трудовой деятельности повлияли профессии родителей; у 21% – большую роль в выборе сферы образования или трудовой деятельности сыграли школьные предметы, которые хотелось бы изучать в дальнейшем; у 6% – художественная литература, кино и видеофильмы, средства массовой информации оказали влияние на выбор профиля обучения; 12% – имеют собственный практический опыт в избираемой сфере труда; для 31% – советы родителей или других родственников имели значимость; для 4% - имели значение рекомендации учителей; 27% – учитывали собственные желания, качества и способности; для 10% – значима территориальная близость мест будущей учебы или работы; 29% – учитывали перспективность и престижность будущей сферы образования и трудовой деятельности; 9% – сделали выбор задолго до окончания школы; 7% – еще не задумывали выборе сферы образования (Чистякова С.Н.) [8, 10].
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что 20% поступающих в профессиональные учебные заведения оказываются непригодными к избранной профессии, до 25% учащихся начального профессионального образования прерывают учебу, так и не получив профессию. Около 80% обладателей дипломов о профессиональном образовании работают не по специальности, указанной в дипломе, а 42% «изменяют» своей профессии уже в первые два года после окончания учебного заведения (А.М. Новиков) [2].
На основе выше приведенных данных и практического опыта работы можно сделать вывод о том, что у учащейся молодёжи не сформировано профессиональное самоопределение по причине отсутствия осознанного, самостоятельного выбора будущей профессии ещё со школы. Не сформированность профессионального самоопределения ведёт к тому, что после окончания школы у молодёжи возникают трудности при выборе дальнейшей сферы обучения [12].
Полученные данные свидетельствуют о том, что с учащейся молодёжью необходимо постоянно проводить профориентационную работу. Так в колледже на протяжении многих лет постоянно проводится профориентационная работа со студентами колледжа, а также со старшеклассниками общеобразовательных школ.
Важнейшими направлениями профориентационной работы со студентами в колледже являются:
- профессиональная информация – ознакомление студентов с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная диагностика – исследование индивидуально-психологических особенностей, выявление способностей, определение склонности, направленности личности студентов с целью самоопределения в профессиональной сфере;
- профессиональная консультация – оказание помощи студентам в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его индивидуально-психологических особенностей, способностей, возможностей, а также потребностей общества [1, 5, 9].
Колледж проводит работу с предприятиями района и области для прохождения студентами колледжа производственной практики и дальнейшего трудоустройства. Данная профориентационная работа позволила студентам определиться в профессионально-трудовой сфере и спроектировать дальнейшую траекторию обучения в высших учебных заведениях.
На протяжении многих лет колледж совместно с Владимирским государственным университетом им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых проводит профориентационную работу с целью дальнейшего получения студентами высшего профессионального образования. Так, ежегодно выпускники колледжа поступают учиться по профильным специальностям в эти учреждения.
Со старшеклассниками общеобразовательных школ Александровского района проводится профориентационная, информационно-рекламная работа. Наиболее эффективными для колледжа направлениями профориентационной работы являются:
- рекламная деятельность;
- проведение Дней открытых дверей в колледже и выездных Дней открытых дверей в школах района;
- индивидуальная профориентационная работа со старшеклассниками, студентами колледжа;
- участие колледжа в различных семинарах, спортивных и культурно-просветительских мероприятиях, в том числе и с целью рекламы;
Таким образом, профориентационная работа, проводимая со старшеклассниками, студентами колледжа даёт возможность им самоопределиться в жизненном, личностном, профессиональном плане и стать в будущем востребованными специалистами, имеющими не только среднее, но и высшее профессиональное образование.
Литература:
1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с.
2. Вершинин С.И., Головина О.Л. Отношение учащихся средней общеобразовательной школы к обучению в колледжах города. – М.: «НОУ ИСОМ», 2007. – 25 с.
3. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
6. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. Ред. Б.М. Бид-Бад. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2004. – 528 с.
8. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Под общ. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Издательство МЭСИ, 2008. – 403 с.
9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
10. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. М.: Издательство МЭСИ, 2007. – 296 с.
11. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения: пособие для учителя / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев и др.; под ред. С.Н. Чистяковой – М.: 2005. – 161 с.
Гончарова О.Л. канд. пед. наук, ГБОУ СПО г. Москвы Политехнический колледж № 31